Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 86

В другой традиции город видится центром отчуждения, где человек теряет свободу и невинность, где происходит коррупция личности. Очевидно, что подобный взгляд был более близок Холмсу и нашел отражение в романе «Иди». Город — один из героев романа. Для воплощения замысла романа Холмсу важно было показать Нью-Йорк как современный ад, причем в двух планах: как ад социальный и как отражение внутреннего ада, с которым живет человек. Для этого он обращается к художественному опыту Достоевского. Не случайно он называет Нью-Йорк в романе «Иди» «Нью-Йорком Достоевского». Этот роман возможно соотнести с самым петербургским произведением Достоевского — «Преступлением и наказанием», хотя, безусловно, тема города занимает в романе Холмса значительно меньше места. Несмотря на то что Холмс ориентировался на этот роман русского писателя, очень многое в Петербурге Достоевского он не увидел, а именно то, что связано с русской культурной традицией, историей, эсхатологическим мифом Петербурга, а также вполне конкретными географией и топографией города, которые определили его восприятие и место в русской культуре.

Холмса интересует в романе Достоевского то, что американский исследователь Д. Фангер называет великим мифом о городе девятнадцатого столетия, подчеркивая величайшее его значение для литературы ХХ века: «Теперь можно рассмотреть вопрос, почему миф о городе, созданный Достоевским, — третий великий миф девятнадцатого столетия о городе — столь современен в середине двадцатого века. Во-первых, не потому ли, что миф лишает город внешнего блеска, а роман — счастливой концовки, когда герой добивается успеха и наполняет его духом мучительных исканий.