Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 88

Кроме того, Д. Фангер большое внимание уделяет тому, как Достоевский создает миф о городе, изображая его в двух планах: реалистическом и символическом, то есть, по словам исследователя, как символ «хаотичного нравственного мира человека». Именно этот аспект изображения оказывается значимым и для Холмса.

Как и у Достоевского, город Холмса — это современный мегаполис.

Холмс показывает бедные района Нью-Йорка, самые грязные углы, где обитают его герои и где происходит действие. Это замкнутый мир, своего рода микрокосм, весьма компактный, как компактен Петербург Достоевского. Главный герой, Гоббс, постепенно знакомится с ним. «Это был мир грязных черных лестниц, ведущих в “пады”, кафетериев на Таймс сквер, перекрестков, ночных странствий, встреч на углах, хитчхайкинга, бесчисленных “хип” баров по всему городу и самих улиц. Он был населен людьми, сидевшими на наркотиках, искавшими новой степени безумия; связанными невидимыми нитями, нуждой, давними мелкими преступлениями или странным признанием сродства. Они все время находились в движении, живя ночами, торопливо передвигаясь по улицам, чтобы завязать знакомства, внезапно исчезали, попадая в тюрьмы или отправляясь в дорогу, чтобы появиться вновь и разыскать друг друга. Они смотрели на жизнь как на подпольную, таинственную, и, кажется, не имели другого представления о внешней реальности, кроме той, что находилась в ближайшем их окружении, “пады”, где они останавливались и слушали неистовый джаз, продолжая жить как прежде» (Х. 36).

Точность деталей в описании города, конкретность социальных характеристик — одна из особенностей изображения Петербурга Достоевским. Холмс также абсолютно точен и достоверен в описании мест, где обитают его герои.