Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 438

Приведенный перечень вовсе не является исчерпывающим и всеохватывающим, причем по многим аспектам. Во-первых, эти элементы Инь-Ян определенным и довольно строгим образом соотносятся и должны соотноситься с Пятью стихийными элементами (панчабхута в индийских терминах или у-син – в китайских); во-вторых, не менее важными на практике оказываются вторичные и третичные взаимодействия Инь-Ян с их же производными… Вообще даосская метафизика оказывается настолько сложной, что квалифицированное ее практическое использование становится возможным лишь после 10-12 лет обучения.

Поэтому мы можем ограничиться здесь лишь наиболее общими и наиважнейшими выводами и перечислением наиболее общих правил, причем по принципиальным причинам, а не из-за недостатка объема или ввиду популяризаторских целей. Точная наука не терпит дилетанства, и ограничиться на практике половинчатыми знаниями – значит получать нередко результаты, обратные желаемым. Чем больше вы будете узнавать элементов китайской метафизики, тем больше будете убеждаться в своем полном незнании.

Поэтому поймите, пожалуйста, наиболее важные аспекты, тогда как частности неизбежно будут оставлены на будущее.

Приведенные выше данные теологического характера – вовсе не дань теории: из них вытекает множество практических следствий. Первое из них состоит в следующем правиле: путь к более высокому качественному состоянию лежит через объединение противоположных полюсов.