Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 442

Примером последнего, кстати, является даже чисто механическое вращение Микрокосмической Орбиты: элементы Инь и Ян перемешиваются, и их динамика взаимопереходов – чисто поверхностная – существует по мере и лишь в пределах этого вращения. Достижение максимальной стационарности и предельной успокоенности внутренних пранических токов (что, собственно, и подразумевает поза Лотоса) дает затем возможность, уже в состоянии незыблемой статической медитации, вывести сознание за пределы телесной обусловленности и погрузиться в непосредственное глубинное созерцание своей подлинной духовной природы.

Потому-то Патанджали одним из своих первых положений ставит йога читта-вритти-нироддхах, то есть определяет йогу как состояние, начинающееся с достижения умственной тишины, свободной от колебаний мыслительной активности. То есть: подлинная йога лишь начинается с достижения покоя ума (!), а не заканчивается этим состоянием.

Естественно, что эта сбалансированность активности то в сторону Ян, то в сторону Инь, знаменуется также смертью или коллапсом всей низшей активности, и тот факт, что это состояние йоги – вовсе не удел одних индийских мастеров, отражен и в православном учении о монашеском «умном делании» или безмысленном восхищенном созерцании (см. например книгу о старце Силуане). Отцы церкви и ранние христианские подвижники неоднократно заявляли, что подлинный опыт познания Духа Святого начинается лишь со смертью чувственного восприятия.