Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 482

Любовь к Господу может проявляться и развиваться разными способами, важно только чтобы субъективные мнения и предпочтения не нарушали заповедей и религиозных принципов.

Поскольку именно Любовь к Богу и Его творениям и является основным базисом для развития непривязанности (а иначе, как последняя вообще может развиться?), результаты духовных усилий и занятий вообще могут и должны оцениваться прежде всего с позиций этой непривязанности.

Аналогичным образом, можно сказать, что и непривязанность к мирскому может проявляться в разных формах и развиваться разными конкретными способами. Но эта непривязанность вовсе не обязательно должна сопровождаться наплевательским отношениям к природным законам, пусть даже это будут законы низшей природы.

Кроме того, многие бхакты готовы полюбить все и вся вокруг – от муравья до бездомной собаки, но забывают при этом, что и их собственные тела тоже имеют право на Любовь. Даосские практики «внутренней улыбки» как раз и являются техническим выражением этой Любви человека к своему телу; важно лишь не развить при этом привязанности к своему телу.

Развитие у многих бхактов Любви прежде всего ко всему внешнему как раз и отражает остатки обычных мирских тенденций ориентироваться прежде всего на внешнее, а не на внутреннее. Более того, иногда эта тенденция распространяется на деятельность целых религиозных организаций – они готовы оказать благотворительность внешним объектам для помощи, забывая при этом о нуждающихся в их собственной среде.