Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 131

Если сложить упражнения «классической» индийской йоги и школ китайского цигун с разнообразными практиками внутренних школ у-шу, с Тайцзи-цюань или Багуа-чжан, с учетом индо-тантрических школ и отдельных направлений тибетского буддизма, да еще добавив сюда местные (туземные) шаманистические культы – итого мы получаем даже не несколько сотен, а даже несколько тысяч самых разнообразных практик и частных методов Пранаямы.

А потому мы сначала должны хоть как-то классифицировать их, чтобы не запутаться в этом внешнем многообразии и чрезвычайной пестроте.

Прежде всего, целесообразно будет сразу же подразделять это множество методов Пранаямы на две основные, наиболее значимые формы – на статические Пранаямы и на Пранаямы динамические. Первые подразумевают более или менее длительное сидение, чаще всего в специальных медитативных позах, тогда как вторая группа подразрядок энергиями Праны-Ци происходит в той или иной динамической форме – танца, культового мистериального действия, специальных гимнастических практик типа китайского Тайцзи-цюань или Багуа-чжан …

Другим также очень крупным делением, хотя и в куда большей степени условным, нежели первое, будет состоять в различении «хатха-йогических» Пранаям, в которых основным базисным элементом является особый контроль и удерживание дыхания, от медитативных Пранаям. Первая большая группа подразумевает самый грубый контроль поступлений Праны-Ци, да и сами привлекаемые энергии относятся к самым грубоматериальным уровням или слоям эфиров; тогда как вторая группа – медитативные Пранаямы – требует куда большего искусства и связана с более тонкими по уровнями энергиями Праны-Ци.