Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 261

Будучи вторичными комбинациями, эти результаты взаимодействия первичных элементов – не простая смесь из панчабхута; они имеют качественную конституциональную уникальность, и потому получили соответствующие названия как отдельные категорий. То есть результаты смешения из пяти стихий дают такие комбинации, которые не сводятся к простой сумме составляющих элементов.

В связи с разными направлениями внутренней алхимии, стоит также заметить, что и китайские Пять Элементов (у-син) все же отличаются от Пяти индийских панчабхута: последние носят первичный характер, образуясь в процессах космогенезиса, тогда как китайские у-син – элементы явно последующего характера, проявляющиеся в уже созданной вселенной. Впрочем, этот предмет довольно сложен, и потому будет разбираться отдельно в 3-ей книге (если таковая будет издана).

В момент зачатия Вата, Питта и Капха своими сочетаниями определяют конституцию человека, которая и называется «пракрити».

Эти Пять Элементов (панчабхута) сосредоточиваются в трех дошах — Вате, Питте и Капхе, которые, по существу, являются Воздухом, Огнем и Водой соответственно. Вата — это начало кинетической энергии тела. Она связана главным образом с нервной системой и управляет всеми движениями тела. Капха — начало потенциальной энергии, управляющей стабильностью тела и его жидкостей. Сферой действия Капхи являются ткани тела и отходы его жизнедеятельности, движением которых ведает Вата. Питта отвечает за равновесие кинетической и потенциальной энергий тела. Все связанные с Питтой процессы (с.26) подразумевают переваривание, или «приготовление», пищи, даже если речь идет о приготовлении мыслей, образующих порождаемые умом теории. Главная сфера деятельности Питты — это ферментативная и эндокринная системы.