Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 301

4.2. Правильное отношение к телу

Очень важное значение имеют первоначальные установки сознания у занимающихся. При всем различии религиозных верований или частных правил каких-либо единичных школ развития, все они во многом пересекаются и сходятся на общих принципах отношения к телу.

Возьмем, к примеру, буддийское отношение к телу в направлении чань-буддизма. В одной книге [см. Шэн-Янь «Поэзия Просветления: поэмы древних чаньских мастеров»., с.35-36] говорится так:

Смотри на тело как на то, что нереально,
Как на зеркальный отблеск слабый,
иль отражение луны в воде.
Сознанье созерцай как то, в чем формы нет,
Но то, что чисто и светло.


Поэт просит нас в буквальном смысле смотреть на тело как на нечто несуществующее. Согласно буддийскому анализу, форма, обозначающая физический мир,— это первая из пяти скандх, или феноменальных материальных скоплений или соединений психических элементов. Вместе эти скопления порождают иллюзию существования. Форма — это материальный компонент. Четыре другие скандхи — ощущение, восприятие, волеизъявление и сознание — это психические компоненты. Человек, который способен уверенно созерцать пять скандх, был бы признан просветленным.