Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 356

Да, приходится признать, что факт Божественности человеческой «Искры Божьей» нередко является объектом всяческих спекуляций, и он часто служит основой для самооправдания любых незрелых поступков. Равно, как и ссылки на некое Дао: «я почесался – это проявление Дао; я кушаю, потому что хочу есть – это тоже следование Дао…».

Но, если проследить проблему глубже, мы увидим два разных методологических подхода. В первом случае, реализуемом в рамках христианства, развитие Духа человека происходит путем отрицания мелкого «эго» и отказа следовать животным плотским импульсам низшего-«я». Во втором случае, скорее характерном для индийских и отчасти китайских систем, преодоление низшей природы или «тварности» (в христианских терминах) идет через осознанное развитие высших качеств Атмы, или Искры Божьей. То есть развитие большего ведет к уменьшению меньшего, подобно тому, как струя чистой воды, направленной в стакан с грязной водой, рано или поздно вытеснит весь грязный раствор.

Какой путь лучше? Какой окажется эффективнее для вас лично? – здесь ваш собственный выбор, который осуществляется путем самоанализа и предварительного самонаблюдения. Лично я стараюсь комбинировать оба этих пути, сочетая их попеременно и вместе.

Но два утверждения, взятые разрозненно в их формальной поверхностности, будут неверны: «Я – Бог», равно как и «я великий грешник». Первое высказывание будет смехотворным и даже кощунственным, второе окажется неправильным результатом ложного самоотождествления со своим низшим-«я».