Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 401

В противоположность этим взглядам, Тайцзи-цюань, школы Дзю-до и и Айкидо, акцентирует внимание в основном на те формы энергии, которые требуют опыта и искусства, на энергии Иньского типа; в школах Тайцзи-цюань внешняя мускульная сила не имеет никакой ценности. Тот, кто полагается на грубую силу мышц, верит, что чем больше он будет сосредоточиваться на ней, тем более значительной она станет. Ценители же умелой и искусной энергии знают, что эффективность ее использования зависит от умения вырабатывать энергию и обращаться с ней.

Так или иначе, искусный контроль внутренних энергий в динамике и в статике означает, прежде всего, сначала требование научиться их распознавать.

В методическом плане имеет потому ценность ознакомиться с теми энергиями, распознавать которые учатся все мастера Тайцзи-цюань. В очень хорошем руководстве Чжэнь Гуна «Внутренние энергии в Тайцзи-цюань» приводятся следующие типы: выделяемые как бы по их функциональному или «физиологическому» типу:

(1) энергия чжань-нян (привлечение и удержание);

(2) энергия дин (слушание);

(3) энергия дун (интерпретация);

(4) энергия цзоу (прием);

(5) энергия хуа (нейтрализация);

(6) энергия цзе (занимание);

(7) энергия фа (высвобождение);

(8) энергия инь (увлечение);

(9) энергия ти (поднимание);

(10) энергия чжэнь (погружение);