Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 11

АППЕРЦЕПЦИЯ И АППЕРЦЕПТИВНОЕ ИСКАЖЕНИЕ

Использование термина «проекция» для общих перцептивных процессов, описанных выше, кажется не совсем подходящим с точки зрения истории понятия и его сегодняшних клинических применений. К тому же, «перцепция» настолько очевидно связана с системой психологии, не имевшей отношения к личности в целом, что я не решаюсь дальше использовать ее в контексте динамической психологии. Несмотря на то, что терминология, конечно же, не является здесь вопросом первостепенной важности, я предлагаю впредь употреблять термин «апперцепция»1. Я определяю апперцепцию как значимую (в динамическом смысле) интерпретацию организмом воспринятого. Это определение и употребление термина «апперцепция» позволяет нам предположить, исключительно для цели рабочей гипотезы, возможное существование гипотетического процесса неинтерпретированного восприятия, и что каждая субъективная интерпретация составляет динамически значимое апперцептивное искажение. Взамен мы можем также операционально создать состояние почти чистого когнитивно «объективного» восприятия, в котором большинство субъектов единодушны в точном определении стимула. К примеру, большинство субъектов сходятся во мнении, что картинка № 1 в ТАТ изображает мальчика, играющего на скрипке. Таким образом, мы можем определить это восприятие как норму и сказать, что каждый, кто, например, описывает картинку как мальчика у озера (как делал один пациент с шизофренией), апперцептивно искажает стимульную ситуацию. Однако если мы позволим нашим испытуемым продолжить описание стимульного материала, то окажется, что каждый интерпретирует его по-разному; к примеру, счастливый мальчик, печальный мальчик, честолюбивый мальчик, мальчик, понуждаемый своими родителями. Следовательно, мы должны сказать, что исключительно когнитивное восприятие остается гипотезой и что каждая личность искажает апперцептивно, отличается лишь степень искажений.

Совершенно ясно, что в клиническом использовании ТАТ мы имеем дело с апперцептивными искажениями разной степени. Субъект обычно не осознает субъективного значения рассказываемой им истории. В клинической практике оказалось, что если просто попросить субъекта прочесть его собственный, напечатанный на машинке рассказ, то это часто удаляет его на достаточное расстояние от ситуации восприятия того, что масса аспектов напечатанного относится к нему самому. Тем не менее только после интенсивной психотерапии он может видеть более скрытые влечения. И даже после этого он, возможно, никогда не «увидит» наименее приемлемое из своих субъективных искажений, присутствие которых единодушно признает любой независимый наблюдатель. В таком случае допустимо ввести несколько терминов апперцептивного искажения различной степени с целью идентификации и связи2.

1 Я предпочитаю следующее определение (из К. П. Хербарта (С. P. Herbart): «Psychologic als Wissenschafl», ч. 3, разд. I, гл. 5, с. 15, процитировано Дагобертом Д. Рунсом (Dagobert D. Runes) (ред.): «Dictionary of Philosophy»): «Апперцепция (от лат. ad — добавочная, percipere — воспринимать) в психологии: процесс, посредством которого новый опыт ассимилируется и преобразовывается остатком прошлого опыта индивидуума в формирование нового целого. Остаток прошлого опыта называется апперцептивной массой».

2 Необходимо понимать необязательность чистых форм различных апперцептивных искажений, обычно они вполне могут сосуществовать друг с другом.