Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 55

Можно сформулировать несколько следующих полезных для проективной психологии постулатов, касающихся сущности личности.

1. Личность — это система, функционирующая в индивиде в роли организации между стимулом и реакцией, которые она стремится связать воедино. Этот постулат акцентирует условную и относительную сущность стимула и предполагает, что любой стимул обладает эффективностью в вызывании реакции в той степени, в какой он связан с функционирующим организмом. Стимул приобретает способность к установлению связи с функционирующим организмом посредством научения этого организма.

Стимулы, на которые человек может научиться реагировать, зависят от специфических и индивидуальных потребностей и ценностей этого человека. Стимулы, способные согласовываться с потребностями индивида, имеют тенденцию вызывать реакции, и одна из функций личности как системы, функционирующей внутри индивида между стимулом и реакцией, состоит в отборе из бесчисленных стимулов, постоянно посягающих на человека, тех, которые благодаря удовлетворению потребностей, приводят к редукции на мотивационном уровне.

На феноменологическом уровне отбор стимулов, на которые может реагировать индивид, осуществляется посредством процесса, называемого нами «селективным вниманием». Процесс селективного внимания является деятельностью перцептивных механизмов. Стимулы, вызывающие реакции, отбираются в качестве функции содействия выживанию и благосостоянию индивида, рассматриваемой в самом широком смысле. Процесс селективного внимания представляет собой деятельность личности, заставляющую индивида проявлять восприимчивость к стимулам, которые способствуют его благополучию и целостности, а также развивать в себе бесчувственность к стимулам, не способствующим этой цели.

Так же как индивид приобретает селективное внимание к классам стимулов в ходе своего научения тому, как организовывать и интегрировать свои отдельные опыты, мы можем допустить, что он развивает «селективное невнимание» (Салливан), процесс, не являющийся в узком смысле функцией перцептивных механизмов, происходящий, по нашему предположению, вне осознания человека1.

1 В формулировке Салливана «селективное невнимание» — это прием, используемый системой «я» с целью управления объемом испытываемой тревоги. Салливан считает этот процесс происходящим вне осознания, однако он мог бы унести нас слишком далеко, показывая, каким образом его концепция паратаксического искажения, значимая в этом контексте, связана с процессом селективного невнимания.