Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 79

В целях удобства обсуждения индивидов лучше рассматривать: 1) как организмы, существующие в общем открытом мире природы; 2) как членов своей группы, занимающихся своей деятельностью в социальном мире культурно предписанных моделей и практик, но при этом 3) существующих как личности во внутренних мирах, созданных под влиянием опыта.

Эти три аспекта человеческого поведения и существования обладают большим значением в научном исследовании и поэтому требуют понимания.

Так как организмы открыто и физиологически реагируют на окружающие воздействия, человеческая деятельность представляет проблему наблюдения и оценки, сходную с проблемой в отношении всех других организмов и явлений. Человеческое тело передвигается вдоль и поперек географического пространства, впитывает, хранит и высвобождает энергию и т.д. Как члены группы, индивиды проявляют определенные паттерны действий, речи и убеждений, которые могут быть объединены в более крупные категории единообразия культурных и групповых норм; по крайней мере, мы обнаруживаем некоторые резко выраженные, часто комплексные формы в их открытых наблюдателю действиях, в которых они склонны соответствовать социальным и культурным предписаниям.

При исследовании личностного процесса внутренних миров индивидов мы сталкиваемся с некоторого рода специфической проблемой, поскольку наша цель — не узнать культурные и социальные нормы единообразия органической активности, но, скорее, выявить особенный, индивидуальный способ организации опыта и чувств, который и подразумевает личность.

В этом контексте мы можем подчеркнуть доступность личности как процесса или действия индивида, организующего опыт и эмоционально реагирующего на ситуации. Процесс этот динамический в том смысле, что личность индивида приписывает общему внешнему миру явлений (называемому нами природой) свои смыслы и содержания, организации и модели и наделяет ситуации, структурированные таким образом, аффективным значением, на которое реагирует в характерной манере. Этот организующийся динамический процесс будет по мере необходимости отражать полученный от культуры урок, и поэтому до тех пор пока индивид не захочет отгородиться от социальной жизни, как бывает при психозах, он будет использовать санкционированные группой паттерны действия, речи и убеждения, но в усвоенной им индивидуальной манере и в соответствии с тем, что он чувствует по отношению к ситуациям и людям, на которых реагирует.