Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 89

Объективный мир предметов, организмов и явлений подобным образом можно рассматривать как поля взаимодействия объективных ситуаций с действующими культурными паттернами поведения человеческих существ, которые именно по причине усвоенных паттернов создают культурные поля взаимодействия человеческого поведения. Чрезвычайно важно заметить, что любое наблюдение должно подводиться — в условиях количественной и качественной интерпретации — под поле, в котором оно происходит, и это лишает смысла и делает бесплодной идею чистой объективности, если она подразумевает факты неискаженные, не подчиненные и не связанные с полем, в котором наблюдаются. В соответствии с этим концепция стимула, когда он описывается и измеряется отдельно от поля и организма в этом поле, несостоятельна1. «Одинаковые» стимулы будут различаться в каждом поле и для каждого поля и организма, селективно создающих собственные стимулы в каждой ситуации. На самом деле эта динамическая концепция личности как процесса подразумевает, что не существует никаких стимулов (отличных от физических и физиологических воздействий) для поведения, за тем исключением, что личность селективно создает и реагирует на них в своих уникальных паттернах. Другими словами, стимулы — это функции поля, созданного индивидом, взаимодействующим с ситуацией.

1 См. Выготского Л. С. (1936): «Исследователь, использующий эти методы, подобен человеку, который, чтобы ответить, почему вода гасит огонь, раскладывает воду на кислород и водород и с удивлением обнаруживает, что кислород способствует процессу горения, а водород горит сам по себе. Этот метод разложения целого на элементы не является истинным анализом, применимым к решению конкретных проблем».