Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 115

Что касается стимульного материала, то отмечается, что наряду с почти всеми аспектами переживаний (по крайней мере для большинства людей), проективные техники по характеру в преобладающей степени являются визуальными. Две главные техники — тест Роршаха и ТАТ — подходящий тому пример. И хотя Франк отнес их к разным категориям в классификации, они по сути представляют даже при поверхностном анализе одну и ту же задачу — вербальную интерпретацию визуального материала. Стимульный материал теста «Завершение предложений», поскольку обычно предъявляется в виде отпечатанных на бумаге незавершенных предложений, также можно считать визуальным, хоть он и имеет существенное отличие, которое соответствует разнице между изображением объекта и его символическим словесным представлением. Таким образом, вербальный стимульный материал образует отдельную категорию, независимую от классификации, основанной на сенсорной модальности.

Визуальные техники, конечно, могут быть подразделены в соответствии с характером детализации их стимульного материала. Континуум может быть установлен на основе степени «структурированности» или того, что может быть названо «репрезентативным» качеством. Другими словами, стимулом может служить все — от реалистичной картинки до простого геометрического контура или абсолютно аморфных либо сплошных участков цветов или света и тени. Не следует слишком углубляться в этот момент, но он, вероятно, все же заслуживает внимания: на «иллюстративном» конце указанной шкалы возникают проблемы, относить ли туда фотографии или любые условные изображения.

Если простое двухмерное предъявление чем-то дополняется, то общая ситуация может радикально измениться. Так, если картинка заменяется реальными или игрушечными (обычно небольшими) объектами, это почти неизбежно приводит к появлению у испытуемого желания «что-нибудь с ними сделать». Поэтому желательно выделить отдельную категорию «конкретных» стимульных материалов. Дополнительные возможности имеет использование изменяющихся визуальных стимулов, другими словами, фильмов и их эквивалентов. Насколько известно автору, только один такой детский фильм (Rock-a-bye~Baby) широко использовался в англоязычных странах. Это звуковой кукольный фильм, после просмотра которого детей просят придумать собственное окончание. Таким образом, это техника «завершения историй», ближайшей параллелью которой среди наиболее известных и часто используемых является методика рисуночной фрустрации Розенцвейга, хотя можно найти близкую аналогию и в баснях Десперта. Рабин и Хэйворт (Rabin and Haworth) выделяют французский Кино-тематический тест, однако то, что в нем используется немое кино, делает этот тест более близким ТАТ.