Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 142

В качестве иллюстрации я привожу тридцать ответов по хорошо известной карточке №1 из теста Роршаха:

А

Жук, на которого кто-то наступил
Ничего не вижу
Две злые собаки
Маленькие лица по бокам
Позвоночник в крови
Снежная вершина
Взрывающаяся бомба
Два слона
Два клоуна
Красные и черные чернила

В

Шкура животного
Два медведя чешут носы
Лица индейцев по бокам
Кровь
Ничего не вижу
Белая лампа
Взрывающаяся шутиха, фейерверк
Красная бабочка
Два человека играют в ладушки
Красные и черные пятна

С

Две ведьмы
Черная и красная краска
Медвежьи головы
Пустая нора
Высеченные в камне лица
Легкие и кровь
Белый скат
Маленький храм по центру
Ничего не вижу
Извержение вулкана

Посмотрим, на каких вариантах остановились испытуемые А, В и С. Сначала ответы, которые выбрал А:

Взрывающаяся бомба
Черные и красные
чернила Кровь
Черная и красная краска
Пустая нора
Легкие и кровь
Извержение вулкана

Вот что выбрал В:

Ничего не вижу
Два медведя чешут носы
Две ведьмы

А вот ответы С:

Два клоуна
Два медведя чешут носы
Два человека играют в ладушки
Две ведьмы
Красная бабочка

Испытуемый А прошел тестирование по четырем другим психологическим методикам: полный Роршах, рисование человека, анализ почерка и тест Векслера—Бельвью. Полный анализ полученной информации показал наличие острого психотического приступа. На основе данных батареи тестов и психиатрической беседы испытуемому был поставлен диагноз: острая шизофрения с параноидальным уклоном.

Подробное обследование испытуемого В показало, что он испытал первичный цветовой шок на полном Роршахе и проявил некоторую невротическую тревожность, что ни в коей мере не ограничивает его право- и дееспособность. Испытуемым С был «нормальный» сотрудник клиники, который набрал высшие баллы по тесту Векслера—Бельвью и при подробном всестороннем обследовании личности получил оценку «превосходно».

Дью, Райт и Райт (Due, Wright and Wright) привели достоверные данные, указывающие на ограничения Теста множественного выбора при постановке тех или иных диагнозов.

Теперь, когда вашему вниманию были представлены описания двух групповых методик, предлагаю рассмотреть варианты их применения в различных областях.