Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 207

МОДИФИКАЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Беллак, описывая CAT, говорит о том, что он предназначен для детей от 3 до 10 лет; ТАТ он считает пригодным для подростков и взрослых. В качестве промежуточного этапа он предлагает Тест картинок и рассказов Саймондза (Symonds Pictury-Story Test, SPST), который, по его мнению, идеально подходит для работы с подростками. Он ни словом не упоминает Мичиганский картиночный тест (Michigan Picture Test, MPT), впервые описанный в 1951 г., а в качестве действующей методики существующий с 1953 г. МРТ предназначен для работы с детьми от 8 до 14 лет и по принципу ТАТ состоит из восьми карточек, применимых для обоих полов, а также четырех карточек для мальчиков (М) и четырех для девочек (Д). Не существует видимого сходства между карточками для девочек и для мальчиков с одинаковыми номерами; одна из карточек, предназначенных для девочек, совпадает с карточкой № 7GF ТАТ. Из 8 неспецифичных карточек 4, в том числе и белый лист, считаются «базовыми» и рекомендуются для применения при проведении отборов и т.д. Их содержание и расположение в наборе таковы:

(1) Семья из четырех человек за обеденным столом. «Мама» кормит малыша, старший сын наблюдает за ними.
(6) Смешанная группа из шести детей играет в настольную игру.
(9) Никаких человеческих фигур: вспышка молнии на темном фоне.
(12) Белый лист.

Совершенно очевидно, на что направлены эти картинки. Каган (Kagan) утверждает, что преобладает позитивный эффект с возможностью выразить мотивацию на достижение цели. Генри (Henry) же отмечает «полуобъективность» этой методики, возможно потому, что МРТ не нашел универсального применения: только для определения уровня адаптации, на что этот тест и был изначально направлен, да и то это зависит скорее от оценки исследователя, чем непосредственно от показателей по трем переменным, которые можно вывести из ответов. Три переменные («Индекс напряжения», «Времена глаголов» и «Направление усилий»), судя по всему, используют только некоторую часть данных, на основе которых, в соответствии с концепцией ТАТ, должны делаться выводы. Иными словами, как и всем остальным «усовершенствованным» проективным методикам, МРТ не удалось усидеть на двух стульях.