Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 208

Возвращаясь к Тесту картинок и рассказов Саймондса (SPST), стоит сказать о том, что, в отличие от МРТ, разработанного для клинических нужд, SPST — это побочный продукт исследовательского проекта по изучению воображения подростков; почти таким же образом ТАТ возник не без помощи исследования пятидесяти человек в возрасте студентов колледжа в Гарварде. Тест привлек к себе пристальное внимание, как только был опубликован, он часто встречается, хоть и в нескольких словах, в обсуждениях проективных методик изучения личности. Факт остается фактом, упоминается ошеломляюще малое количество работ с его применением. Стимульный материал состоит из двадцати картинок, разделенных на два набора — А и Б. Тот факт, что все картинки весьма узнаваемы, точно созданы одним и тем же художником, стимулирует составление рассказов с продолжением или производит устойчивые эффекты того же рода. Картинки были созданы в 1940 г., поэтому стиль одежды и т.д. уже очень устарели — намного ощутимей, чем какая-либо картинка из ТАТ. Провоцируемые темы имеют по большей части негативную окраску. Однако некоторые авторы утверждают, что ситуации, наводящие на мысли о конкуренции сиблингов и другие, особенно важные при исследовании подростков, которых нет в ТАТ, здесь присутствуют. Саймондз утверждает, что подростки с легкостью идентифицируют себя с образом любого пола (и любого возраста), поэтому картинки не стали делить на наборы для девочек и мальчиков конкретно.

Каган высказывает предположение о том, что выборка картинок из МРТ, SPST и оригинальной версии ТАТ будет намного более эффективным инструментом для работы с детьми и подростками, чем полные наборы по отдельности. Среди картинок ТАТ наиболее эффективными для работы с детьми 7—11 лет он называет Карточки 1, 3BM.7GF, 8ВМ, 12М, 13В, 14 и 17ВМ (интересно отметить, что две из специально предназначенных Мерреем для детей картинок соответственно. 12GF и 13G среди них не упоминаются. Не окажутся ли эти картинки чрезмерно загруженными со стилистической точки зрения, а посему трудными для восприятия, — этот вопрос остается открытым. Возможность появления «культурного шока», если концепция Роршаха применима к данной ситуации, не должна быть упущена из внимания.