Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 215


Рис. 3. Картинка A3 (слева), картинка BG (справа)

Хотя основным отличием трех серий является стиль изображения, оно в терминах особенностей заключается именно в «содержании реальности», разница в котором оказывает наибольшее воздействие. Картинки серии А минимально структурированы: такие объекты изображены неопределенно, к характеристике общего эффекта картинок лучше всего подходит слово «туманный» (см. рис. 3). Это легкое бледное затенение введено в качестве аналога структурной детерминанты Роршаха и с целью вывести наружу первичные потребности из области объектных отношений.

Картинки серии В отличаются резкой контрастностью черного с белым и черного с серым, с четко вырисованными силуэтами, но человеческие фигуры полностью лишены деталей. Самым близким аналогом Роршаха является детерминанта К; преобладающий эмоциональный «климат» задуман как угрожающий и тревожный.

На картинках серии С появляется цвет, хотя и в довольно произвольном исполнении: в большинстве случаев создается впечатление, что цвет скорее добавлен в картинку, нежели является неотъемлемым качеством изображенных предметов. При всем этом цветные элементы могут быть в буквальном смысле расценены как «бросающие вызов», как и цвет в Роршахе. Изображенные объекты легко узнаваемы (исключение составляет только группа людей с картинки CG, описанной ниже), даже при том, что контуры, состоящие из множества наезжающих друг на друга штрихов, не так уж и отчетливы, если говорить точно.

Четыре карточки каждой серии содержат изображения, соответственно, одного человека, двух человек, трех человек и групповой ситуации. Филлипсон описывает их как матрицы, на основе которых в прошлом происходил весь процесс усвоения человеком способов построения отношений и которые обусловливают все базовые ситуации для всех интеракций O-R в настоящем.