Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 219

ПРОЕКТИВНЫЕ КАРТИНКИ ПИКФОРДА
PICKFORD PROJECTIVE PICTURES (РРР)


В отличие от ORT, разработанного в первую очередь для применения во взрослом отделении Тавистокской клиники, Проективные картинки Пикфорда (РРР) были изначально направлены на работу с детьми. Разумеется, присутствуют и другие различия, которые станут очевидными в процессе обсуждения методики, но общим у двух методик является то. что они обе применялись преимущественно в качестве инструмента психодинамически ориентированной терапии или дополнения к ней.

При том, что в этой книге мы отнесли данную методику к производным ТАТ, РРР обладает некоторым количеством нетипичных характеристик как самого материала, так и способа (скорее, способов) его применения.


Рис. 4

Стимульный материал РРР состоит из 120 контурных рисунков размером с почтовую открытку, рисунки очень простые, даже, можно сказать, примитивные. На всех картинках, за единственным исключением, нарисована одна или более детская фигура. В большинстве случаев на лицах героев совершенно отсутствуют черты, но определение пола при этом не вызывает никаких затруднений. Многозначных или несущественных деталей на рисунках практически нет.

Ниже приводится классификация рисунков (цифры в скобках указывают на количество картинок в каждой из групп):

1. Взаимоотношение ребенка с образом (образами) отца (15).
2. Взаимоотношение двух и более детей с образом (образами) отца (12).
3. Взаимоотношение ребенка с образом (образами) матери (9).
4. Взаимоотношение двух и более детей с образом (образами) матери (5).
5. Взаимоотношение ребенка с обоими родительскими образами (10).
6. Взаимоотношение двух и более детей с обоими родительскими образами (3).
7. Взаимоотношение двух детей приблизительно одного возраста (24).
8. Взаимоотношения более двух детей приблизительно одного возраста (12).
9. Взаимоотношение ребенка или детей с малышом или матерью с младенцем (6).
10. Взаимоотношение старшего с младшим ребенком или детьми (2).
11. Ребенок в одиночку сталкивается с определенной ситуацией (3).
12. Любопытство в вопросах пола, сексуальное напряжение и/или страх кастрации (5).
13. Ситуации, связанные с проблемами с едой (5).
14. Взаимоотношение с дикими, опасными или фантастическими животными (8).
15. Взаимоотношения родительских образов (1).