Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 220

Предполагается, что картинки следует предъявлять по шесть за раз (они и расформированы в такие группы) в течение двадцати терапевтических сеансов. Порядок предъявления точно не установлен, но представлен порядок нумерации картинок, который достаточно точно совпадает с последовательностью предъявления. В качестве альтернативы картинки можно группировать по содержанию, субъективному смыслу или по теме. Так, например, категория 16, рискованные и опасные предприятия, включает в себя примеры из групп № 2, 7, 11 и 14, означенных выше.

При предъявлении инструкции особое ударение ставится на необходимость сочинять рассказ такой длинный, сложный или неуместный, как захочет ребенок, причем совершенно отсутствует указание на типичное для ТАТ обязательное наличие начала, середины и заключения, но исследователь должен сообщить об этом ребенку, если рассказ начинает принимать исключительно вид описания, или даже самому составить историю, если он сочтет такой шаг необходимым. Пикфорд описывает некоторые способы использования картинок терапевтом. Стоит отметить, что автор все время говорит о «терапевте», а не об исследователе; иногда оговаривается необходимость анализа, иногда — сотрудничество психолога с аналитиком. В любом случае предполагается, что тест может успешно применяться для того, чтобы помочь ребенку разобраться с собственными мечтами, фантазиям и снами; в качестве альтернативы предлагаются интерпретации разного уровня. И наконец, предполагается, что эта методика может представлять определенную ценность для психолога, работающего в сфере образования, так как она способна выявить проблемы в школе и дома, которые могут оказывать прямое воздействие на успехи ребенка в обучении. Пикфорд называет это консультированием и разграничивает с терапией, непосредственное назначение которой — осознание, постижение в рамках концептуальной структуры глубинной психологии.