Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 267

Количество информации, которое может быть получено в результате применения этой проективной техники, зависит как от умения и опыта психолога, так и от испытуемого. Что касается валидности и надежности утверждений, основанных на анализе рисунков, то здесь нет достаточной информации. Однако эксперименты, проведенные в данной области как мной, так и другими исследователями, хотя экспериментов было не очень много и полученные данные нельзя назвать исчерпывающими, в целом носят многообещающий характер, что оправдывает продолжающиеся исследования достоинств и ограничений метода анализа рисунков. Более того, недостаток соответствующей информации о валидности не отрицает клиническую полезность данной техники. Нас интересует феномен, который был изучен психологами, занимавшимися исследованиями в области интеллекта и способностей. Они использовали батарею тестов, каждый из которых обладает низким индексом валидности, но, объединяя тесты, являющиеся недостаточно валидными, вся серия дает приемлемые валидные результаты. Например, в Вооруженных Силах отбор студентов — пилотов проводился на основе батареи из восемнадцати тестов, где валидность каждого из них была настолько низкой, что отбор, сделанный на основе одного теста, давал результаты немногим лучше, чем просто случайный отбор. Но когда восемнадцать тестов были объединены в одну батарею, то ее валидность составила 0,60. Когда информация, полученная из анализа рисунков, соответствует результатам, полученным с помощью других техник, то это укрепляет доверие клиницистов.

Процедура рисования может быть рассмотрена как ситуативный тест, в котором испытуемый сталкивается с той или иной проблемой, а в его усилиях по ее решению участвуют вербальные, экспрессивные и моторные поведенческие компоненты. Это поведение, как и сам рисунок, является предметом наблюдения клинициста. Затем гипотезы проверяются с помощью другой доступной информации.