Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 268

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Материал, представленный в этой статье, был получен эмпирически. Те, кого интересуют теоретические концепции, должны обратиться к другим источникам. Однако существуют определенные базовые предположения, касающиеся теста рисунка фигуры, которые необходимо отметить. Предполагается, что каждый аспект поведения имеет какое-то значение. Жесты, выражение лица, маленькие зарисовки во время размышлений, кажущиеся случайными движения — все это имеет значение, пригодное или непригодное для интерпретации. Во время процедуры рисования испытуемый не только рисует, но и как-то проявляет себя поведенчески. Он дает какие-то вербальные комментарии, его настроение отражается на лице, он может поигрывать бумагой или карандашом, качать ногой, грызть ногти и т.д. Любое наблюдаемое поведение является подходящим материалом для клинического психолога.

Некоторые клиницисты считают, что «неправильно» использовать поведение испытуемого как часть анализа рисунка. Рисуночный тест — это не игра в слова или фокус, а серьезная процедура, цель которой — достичь понимания индивида через его изучение. Клиницист, однако, интересуется пациентом, а не рисунком как таковым. Следовательно, очень разумно использовать возникающие по ходу эксперимента данные, которые могут помочь в описании и понимании личности испытуемого.

Некоторые наблюдатели считают, что каждый рисунок в большей степени дело случая, тренировки или навыка. Это одна из возможных точек зрения, но проективная психология полагает, что нет случайного поведения, все поведение детерминировано. Однако детерминирующих факторов обычно много, они обладают различной степенью доступности, что усложняет задачу анализа.

Некоторые клиницисты интерпретируют каждый рисунок как проекцию образа тела или я-концепции. Часто бывает именно так, но это вовсе не обязательно. Я сделал вывод, что рисунок может быть проекцией я-концепции, проекцией отношения к кому-либо из окружения, проекция образа идеального Я, результатом внешних обстоятельств, выражением привычных паттернов, выражением эмоционального настроя, проекцией отношения испытуемого к экспериментатору и ситуации эксперимента, выражением его отношения к жизни и обществу в целом. Обычно это сочетание всего перечисленного. Далее, рисунок может быть осознанным выражением, или он может включать глубинные замаскированные символы, представляющие неосознанные феномены. Здесь может быть сделано только одно определенное утверждение: клиницист должен избегать произвольного, наивного или догматического подхода к технике «рисунок человека».