Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 277

Если бы было определено, что рисунки не являются проекцией я-концепции, тогда необходимо бы было рассмотреть две другие возможности, а именно: рисунок — проекция идеального (желаемого) я-образа или проекция родительского образа. В последнем случае крупный рисунок означает сильного, способного, надежного родителя или угрожающего, агрессивного, наказывающего. Какая именно из этих интерпретаций подходит, обычно становится ясно из контекста. Например, описанная выше материнская фигура на рисунке 7В (она большая) подразумевает силу, компетентность, надежность. С другой стороны, фигуры на рисунках 8А и 8В, равные по величине, могут быть проинтерпретированы как существа угрожающие, агрессивные и наказующие.

Если рисунки являются проекцией образа идеального я, тогда большой рисунок можно проинтерпретировать следующим образом: испытуемый компенсирует чувство слабости, неадекватности фантазий. Фигуры ЮА, 10В и ЮС — это рисунки мужских фигур, сделанных тремя шестнадцатилетними мальчиками, у всех них рост — не меньше 1 м 60 см. Фигура ЮА — это рисунок слабого, неэффективного человека, который «бахвалится», то есть компенсирует чувство собственной неполноценности в фантазиях. Фигура 10В — это рисунок юноши, который чувствует себя слабым, его реакцией на это чувство является уход и подчинение. Он часто «болеет»", у него часто бывают неудачи в школе, он очень зависимый и уступчивый. Фигура ЮС — это рисунок юноши, который чувствует себя компетентным и независимым, он не использует в качестве механизмов приспособления ни фантазию, ни подчинение.