Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 278

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Есть пять возможностей размещения. Рисунок может быть помещен в верхней половине, в нижней половине, слева, справа или в центре листа.

Дети, чьи рисунки размещаются в верхней половине листа, обычно постоянно стремятся к достижению каких-либо целей, и уровень их достижений довольно высок. Взрослые, чьи рисунки размещаются в верхней половине листа, часто чувствуют себя неуверенными («подвешенными в воздухе»). Те люди, чьи рисунки смещены влево, часто бывают стеснительными или интровертированными. Те, чьи рисунки располагаются внизу страницы, кажутся более стабильными, спокойными, «твердо стоящими на ногах». Иногда такие фигуры рисуют люди, пережившие кратковременные депрессии. Те, чьи рисунки расположены аккуратно в центре, обычно эгоцентричны, адаптивны, сами направляют свой жизненный путь. По моему опыту, редко можно встретить рисунки, смещенные вправо. В тех немногочисленных случаях, где наблюдалось такое расположение, были сделаны различные интерпретации. По-видимому, был только один общий фактор — склонность к негативизму или сопротивлению.


Рис. 10. Фигуры, нарисованные мальчиками-подростками

То, что было сказано о других пунктах анализа, может быть применимо и к расположению. Нельзя делать интерпретации, вырванные из контекста. Они должны соответствовать общей линии рассуждений.


ДВИЖЕНИЕ

Почти все рисунки предполагают некоторую степень кинестетического напряжения, варьирующего от ригидности до чрезмерной подвижности. Рисунок, предполагающий большую активность, часто выполняется индивидами с сильными импульсами к моторной активности. Непоседливые индивиды, люди действия, гиперманиакальные индивиды делают рисунки, содержащие элементы явного движения. Фигуры, передающие впечатление крайней ригидности, часто рисуются индивидами с серьезными и глубокими конфликтами, которые контролируются ригидным и обычно легко разрушаемым способом. Иногда такой рисунок может быть сделан индивидом, который не может ходить. В таком случае он обозначает низкий уровень энергии, недостаток побуждений или эмоций. Если рисунок выполнен в механистической манере, в нем полностью отсутствуют кинестетические элементы, то аналитику следует обратить внимание на другие симптомы психоза. Рисунки 11А и 11В — механические и безжизненные, они были сделаны людьми, страдающими шизофренией.