Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 313

Др19. Это дерево здоровое? После того как испытуемого впервые просили определить состояние дерева, было задано 27 вопросов, поэтому неудивительно, что ответ испытуемого на вопрос Др19 может противоречить его ответу на вопрос Др4. Очень тревожный или депрессивный испытуемый может отвечать следующим образом: утверждая, что оно мертвое (в ответе на вопрос Др4), через некоторое время, дойдя до вопроса Др19, он может сказать, что дерево больное, а не мертвое. Это может означать: 1) он чувствует, что все не так безнадежно (если он рассматривает дерево как автопортрет); 2) он чувствует вину за открыто выраженную, хоть и в символическом виде, враждебность, если он рассматривает дерево как человека, которого он сильно ненавидит, но традиционно должен любить.

Др20. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Считается, что подобная формулировка предпочтительнее, чем вопрос «Почему вы так считаете?», поскольку в таком виде он подразумевает, что испытуемый должен найти объяснение в рисунке, а не в себе самом, поэтому его ответу как бы не придается большого значения. Но поскольку лишь на основании рисунка дерева это сделать довольно сложно, очевидно, что он должен прибегнуть к проекции. И так как неважно, каким образом дерево могло стать болезненным или ветхим, оно одновременно может быть и здоровым.

Др21. Это дерево сильное?Для большинства людей здоровье и сила — два совершенно разных понятия, и здоровье не обязательно подразумевает силу и наоборот.

Др22. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? При объяснении положительного ответа на вопрос Др21 один из испытуемых, эпилептик, гордо сказал: «Да, оно должно было стать сильным, выдержав все испытания, через которые ему пришлось пройти».

Это другой вопрос о реальности, ибо, хотя хилое или поникшее деревце и может быть здоровым, едва ли можно считать его сильным. Разница между объективной реальностью (рисунок дерева) и ответом испытуемого на вопрос Др22 может указывать на: 1) патоформная невнимательность; 2) двойственное отношение к человеку, которого символизирует дерево; 3) двойственная оценка собственной способности справляться с жизненными обстоятельствами вообще.