Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 317

Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему? Позитивные ответы на этот вопрос чаще всего символически выражают потребность в любви, защите, безопасности, хорошем здоровье и т.д.

После записи ответа на этот вопрос исследователь переворачивает рисуночную форму так, чтобы перед испытуемым оказался рисунок дома.

Д15. О ком вас заставляет думать этот дом? Почему? Из всех трех вопросов подобного типа («О ком...») на этот испытуемые отвечают без особых затруднений, обычно называя кого-нибудь из членов своей семьи.

Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему? Позитивные ответы обычно символичны, и в этом случае, например, женщина, очень ревновавшая своего мужа, который, как ей казалось, разрушает их семью, ответила: «Требуется хороший фундамент».

Д17. Куда ведет этот дымоход? Исследователь должен попытаться установить, ведет ли дымоход к печи (кухонной или обогревающей), очагу, камину или к чему-нибудь еще. Если испытуемый уделяет особое внимание дымоходу одним из следующих способов: 1) изобразив над трубой густые клубы дыма; 2) тщательно прорисовав сам дымоход и/или его материал; 3) выделив контур дымохода, — то это может обозначать определенную озабоченность мужским сексуальным символом или связанный с ним конфликт.

Однако оказалось, что иногда сосредоточенность на дымоходе вызвана не им самим, а тем объектом, к которому он ведет. Например, косвенное акцентирование на кухонной печи может предполагать оральный эротизм, который, в свою очередь, может свидетельствовать о сильной потребности в любви; косвенное акцентирование на отопительной печи может означать либо сердечность в семейных отношениях (которая вместо того, чтобы радовать, может приобрести негативный характер, что зависит от степени ее проявления), либо враждебность; косвенное акцентирование на камине или отопительной печи в какой-либо определенной комнате может обозначать: 1) конфликт с человеком, обычно занимающим эту комнату; 2) невротическую привязанность к этому человеку или другую эмоциональную ситуацию, связанную с этим человеком; 3) некую эмоцию, вызванную функциональным назначением комнаты, как, например, ванная, гостиная, столовая и т.д.