Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 343

Цвет. Значения цветов схожи во многих проективных методиках. Цвета — это прямое выражение наших эффектов и эмоций. Субъект может использовать цвет строго в пределах рисунка, то есть, не выходя за границы отдельного объекта. Или цветовое решение может быть выполнено в диффузной манере без твердых границ, как при рисовании пламени или светящего солнца, при этом дается спонтанное выражение эмоциональным порывам.

Но в методике рисования пальцами выбору цветов придается повышенное эмоциональное значение. Субъект имеет возможность выбирать оттенки и сочетать их таким образом, которым вызовет максимум эмоциональной реакции. Выбор цвета может быть сделан случайно или бессознательно, но однажды, увидев этот цвет на листе, субъект может выдать эмоциональную реакцию; что в свою очередь простимулирует появление новых цветовых эффектов. О том, что первоначальный выбор цвета может быть вполне спонтанным, свидетельствуют Эртоу и Кейдис, которые наблюдали, как субъекты тянулись к баночке с краской еще до того, как знали, что собираются нарисовать на листе.

Конкретные цвета, отождествляемые с конкретными эмоциями. В то время, как общий цветовой фон говорит об общих эмоциональных импульсах, выбор конкретных цветов в определенных случаях говорит об особых эмоциональных паттернах. Наблюдение показало, что так же как и в тесте Роршаха, светло-голубые и светло-зеленые тона говорят о контролируемом поведении. Аналогично Элшулер и Хеттвик (Alsehuler and Hattwick) в своих исследованиях рисования на мольберте (что можно применить при рисовании пальцами) различают холодные и теплые цвета. Первые свидетельствуют о более высокой степени контроля над импульсами, чем последние. Опыт также показывает, что черный цвет символизирует детское осознание смерти, враждебности и агрессии. Спринг (Spring) утверждает, что черный и коричневый цвета чаще выбирают люди из рафинированных семей. Мосс предполагает, что коричневый цвет чаще используют субъекты с анальным типом характера, хотя в то же время он предостерегает от подобных обобщений.