Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 345

Смешивание и различные сочетания цветов определенно могут быть связаны с высоким уровнем интеллектуального развития. Ребенок, который спрашивает: «Как можно сделать фиолетовый?» демонстрирует свое желание исследовать, понимать и владеть текущей ситуацией.

Особенности интерпретации цвета. Использование цвета зависит от возрастного и образовательного фактора, и это всегда необходимо учитывать.

а) Возраст. Маленькие дети свободно используют красный цвет, в то время как взрослые редко применяют его при первом рисовании. Малыши от четырех до десяти лет любят использовать несколько цветов, как правило, основные цвета, они сочетают их в поразительных сочетаниях. Обычно они не смешивают их для достижения промежуточных тонов. Более старшие предпочитают единственную смесь.

Кроме того, возрастные различия сказываются при эмоциональном реагировании на цвет. Дети проявляют незамедлительную, импульсивную эмоциональную реакцию на цвет сам по себе вне зависимости от того, какой рисунок им окрашен. Нередки замечания типа: «О, классный красный цвет» (или зеленый). Иногда реакция бывает настолько сильной, что побуждает ребенка наносить краску на собственное тело, особенно в области живота. Это может быть не только реакцией на цвет, но и на тактильную стимуляцию.

б) Образовательный фактор. Этот фактор особенно хорошо прослеживается у детей до четвертого класса. Здесь мы видим очень негибкое и реалистическое использование цветов: коричневые собаки, голубое небо, зеленая трава. В таких случаях это скорее может быть отражением хорошо усвоенных социальных стандартов, а не личностно-эмоциональных порывов. Как правило, индивидуальность выбора цвета тем меньше, чем больше потребность в конформности. У взрослых приверженность реалистичным оттенкам может согласовываться с высоким процентом свидетельств о «животных» и «популярных» реакциях по тесту Роршаха.

в) Процессуальный и последовательный анализ цвета. Однако упомянутая приверженность к реалистичным цветам не является серьезной помехой для индивидуальной диагностики. В большинстве случаев эта приверженность пропадает в течение сеанса рисования. Мы можем говорить о тенденции к снижению конформности. Субъект может начать со стереотипного использования цветов, но найдя какую-то специфическую форму и возбудившись от самого процесса рисования, он все меньше и меньше будет следовать шаблонному первоначальному замыслу. Яркий пример: переход от изначально коричневого окрашивания стула к фиолетовому или желтому. Это лучше всего можно описать в терминах теста Роршаха как переход от реакций типа FC к CF.