Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 353

Разумеется, это только крайние проявления базовых движений, в большинстве же случаев мы наблюдаем их модификации и «смазанные» крайности. Яркий тому пример — горизонтальные движения. Можно предположить, что базовые направления движений соответствуют типам переживаний в тесте Роршаха. Форма движений может отражать основной метод удовлетворения влечений индивида. Мы наблюдали несколько субъектов, которые переходили от перекрестных движений к поступательным движениям и сопровождали это изменение выражением радости и удовлетворения, как будто они нашли свою особую форму самовыражения.

Ритм. Ритм — это повторяющееся последовательное использование паттернов или тем. Это могут быть особенности всех вышеописанных показателей — цвета, мазков, движений и так далее, и, как мы дальше увидим, даже ритмического изображения количества. Ритмическую организацию можно изучать как через поведение индивида, так и через конечный продукт.

В конечном продукте мы можем увидеть ритмическую организацию следующим образом. Например, это может быть предпочитаемый субъектом выбор переплетения прямых и закругленных мазков, что может быть показателем контрастных отношений. Такой же ритм может быть отражен в предпочтении контрастного или постепенного перехода цветов.

Поведенческий ритм можно определить с момента первого контакта субъекта с краской. Определенные жесты могут повторяться или исполняться в особенной временной последовательности1. Даже позы и дыхание индивида могут быть подчинены ритмической организации.

Ритмическая организация одного индивида согласуется в разных категориях. Один и тот же характерный ритм может быть выражен разными показателями. Изучение этого ритма может раскрыть особенности его подхода к выполнению задания. Таким образом, из-за относительно устойчивых тенденций понятие ритма можно расширить до характерных особенностей подхода субъекта к выполнению задания.

1 Наполи утверждает, что наблюдаются половые различия во временной последовательности жестов.