Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 359

ПРОЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА

ТЕСТ ЛЮШЕРА, ТЕСТ ЦВЕТНЫХ ПИРАМИД, VAT'60, MDDT и др.


Ранее в этой книге была сделана попытка сформулировать классификацию проективных методик по трем признакам. Один из них (первый) — это стимул. В других местах обсуждалось понятие структуры в отношении проективного стимула. Совершенно неструктурированное визуальное предъявление может быть получено только после полного устранения формы. Остается цвет. Поэтому если нам необходим неструктурированный стимул для проективного исследования личности, то цвет как раз и будет решением этой проблемы. Цвет, конечно же, является неотъемлемым элементом теста Роршаха и мозаичного теста, но в обоих этих методиках равное или наибольшее внимание уделяется иным аспектам реакций. В этой статье собраны краткие описания ряда известных и не очень методик, все из них основаны на эксплицитном или имплицитном выборе цвета.

Мы не будем пытаться обсуждать другие формы реакций на цвет. Много уже было написано, часто на спекулятивном или даже метафизическом уровне, о влиянии цвета на человека и животных. Такие работы способствуют недоверию, с которым обычно говорят о «цвете и личности». Другой существенный момент состоит в том, что многие ранние исследования предпочтения цветов были основаны на произвольном выборе, во многих случаях сами цвета даже не предъявляли, только называли. Психологический анализ аспекта цветовых ощущений отличает яркость и насыщенность от оттенка, переменной, по которой мы обычно даем названия цветам. Различные люди по-разному представляют, какое название (как в коннотативном, так и в денотативном смысле) представляет какой цвет. Первое (то есть ассоциации индивида, связанные с различными цветами) можно достаточно легко изучить, последнее менее пригодно для экспериментального подхода, и, насколько автору было известно, вообще редко используется, кроме как в отношении к цветовой слепоте. Очевидно, что любая техника, имеющая своей целью связать впечатление или применение цвета с личностью, должна использовать контролируемые предъявления, предпочтительно распределенные по оценкам Мюнселля (Munsell) или другой соответствующей системе. Можно ли обойтись без этого в тех случаях, когда цвет играет второстепенную роль, или же использовать как одну из изучаемых переменных, остается спорным вопросом.