Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 372

НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Несмотря на явно холистический подход, который Тест цветных пирамид разделяет с известными проективными методиками, ее авторы утверждают, что он также подходит и для статистического описания личности. Тенденции развития можно также проследить с помощью использования экстенсивных таблиц, где указаны нормативные стены. Они были основаны на случаях 75 мальчиков и 75 девочек 6—8 лет, а позже на случаях 50 мальчиков и 50 девочек 17—18 лет. Выработаны также нормы на 300 взрослых немцах. Учтены такие переменные, как выбор оттенка, выбор цвета, «синдромы» и формула последовательности отдельно для каждой красивой и некрасивой пирамиды. В дополнение приводятся нормы D-баллов для оттенка, цвета и последовательности отдельно для мальчиков и девочек от 6 до 18 лет.

Нам кажется, самое время отметить, что во всех источниках очень мало говорится о разнице между «красивой» пирамидой и «некрасивой» пирамидой, хотя система D-баллов, конечно же, предназначена для того, чтобы пролить свет на эту разницу. Нужно также отметить, что задание построить «некрасивую» пирамиду — это нововведение с 1955 г., а все работы, проведенные до этого времени, включая развитие Хайссом основной идеи Пфистера, имеют дело только с «красивыми» пирамидами. Шай и Хайсс опубликовали описание разницы между «красивыми» и «некрасивыми» пирамидами на трех страницах, где они выразили следующее:

«От нормально функционирующего человека, который внимательно выслушал инструкцию, ожидается, что его стеновые оценки, если их сравнить с соответствующим нормативом, должны сохранять константность от одной инструкции к другой. Но это не всегда так...»

Почему питаются такие ожидания совсем не ясно, и авторы продолжают выдвигать гипотезы; например, что красивая пирамида представляет собой «внешнюю» или «активную» личностную структуру, тогда как некрасивая связывается со всем скрытым или «содержащимся в резерве». По-видимому, это не соответствует смыслу термина «сумма уклонений», который используется в формуле последовательности, когда из некрасивой пирамиды исключается предпочитаемый цвет. И наоборот, «константный» выбор цвета для некрасивой пирамиды, по-видимому, предполагает отказ от того, что бы этот цвет ни означал.