Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 443

Поразительная модель «настороженной лисы», сделанная пятилетним ребенком, дала название другой реакции. Цвета в этом случае неестественные, хотя и используются смешанно; отсутствуют некоторые детали, например «соразмерность ширины ног»; но, несмотря на все это, фигура смотрится правдоподобно. И главное здесь, не правдоподобность модели, а то, что она была сделана спонтанно и намеренно, как будто ребенок ее рисовал или раскрашивал.

В противоположность реакциям «Воздушного змея» и «Лисы», реакция «Носорог» представляет собой тщательную и обдуманную попытку создать сложную форму настолько точно, насколько это позволит качество мозаичных элементов. Испытуемый должен четко понимать что и каким образом он будет делать с элементами; можно использовать незначительные вариации в их размещении с небольшими выступами и т. д., подобно тому, как в модели носорога (от которой берет название реакция) выпячивания были предназначены для создания эффекта складок на коже животного.

Далее станет ясно, что все эти три «реакции» довольно необычны и аномальны в статистическом смысле. Так, «Воздушный змей» представляет собой незрелую модель нормального ребенка, а Ловенфельд говорит, что она может быть свойственна тревожным или умственно отсталым пациентам. «Лиса» — это тоже реакция ребенка, только одаренного; а «Носорог» показывает необычную способность в использовании художественного способа. Ловенфельд отмечает, что типичная работа взрослого человека средних способностей представляет собой постепенный процесс изучения, испытания, ошибки, а также успеха, зависящих от его личных знаний, кругозора и от того, насколько он будет доволен несовершенным и условным представлением того, что намеревался сделать. Помимо этого существует один или два способа выполнения работы, достаточно непохожих друг на друга и заслуживающих отдельного рассмотрения. Их можно обозначить как иные формы реакции. Среди них выделяют следующие:

(а) Использование «неравносторонних» элементов или ромбов, чтобы с их помощью образовать контуры и буквы. Ловенфельд называет это реакцией «Изобразительные материалы» и причисляет ее к детским реакциям.

(б) «Реакция рассказа», в которой модель создается и изменяется по мере фантазирования и часто сопровождается непрерывным комментарием испытуемого. Ближайшую аналогию такому явлению можно найти в категории «вымысел» в тесте «Сортировка предметов».

(в) «Ошибочная разобщенная реакция», очень похожа на «реакцию рассказа», но она более «крайняя» в том смысле, что абстрактные образцы связываются с элементами внутреннего воображения способом, не всегда понятным наблюдателю, из самих образцов.

Обе реакции (б) и (в) в основном симптоматичны, но можно сказать, что они обеспечивают связь между репрезентативной и концептуальной категориями моделей.