Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 444

Концептуальные модели. Термин «символический» также может быть использован для обозначения этой категории. Символизируемые понятия могут быть ранжированы от сильно обобщенных до очень конкретных, личных. Выражение «порядок и беспорядок» хорошо характеризует предыдущее сравнение. В качестве примера последнего Ловенфельд иллюстрирует модель, сделанную военнослужащим во время второй мировой войны, которую он назвал «Что для меня значит армия» (рис. 28). Как и в случае ошибочной разобщенной реакции (с), концептуальные модели скорее «означают что-либо», а не «изображают».

Иногда модель может представлять собой комбинацию репрезентативного и концептуального методов. На рисунке изображен пример, который Ловенфельд включает в «концептуальную» группу. Автор назвала его «Ливерпульский собор, солнце, дождь и трущобы».


Рис. 28. Тест мозаики Ловенфельд. Концептуальная модель

Абстрактные модели. Ловенфельд в своей книге уделяет гораздо больше внимания классификации абстрактных, нежели репрезентативных и концептуальных моделей. Пока эта аналогия не завершена можно подумать, что репрезентативные варианты соответствуют контент-анализу Роршаха, а абстрактные модели имеют больше сходства с расположением и определяют переменные. Поэтому на отношение некоторых людей к мозаичным работам может повлиять их мнение об информации, получаемой с помощью техники Роршаха. Вопрос о «выборе» здесь конечно неуместен: клиницист должен принять и постараться оценить любую работу испытуемого. Дело в том, что абстрактные модели могут быть оценены только исходя из структурного базиса; некоторые элементы структуры могут быть рассмотрены вместе с исследованием репрезентативных моделей, а фактически представленные объекты придают им непосредственность, которой не хватает абстрактным моделям.

Абстрактные модели могут быть созданы с «повторяющимися формами» или без таковых. Правильно было бы сказать, что среди всех мозаичных моделей, Ловенфельд отдает предпочтение моделям, содержащим повторяющиеся формы, поскольку, по ее мнению, «естественно» использовать вместе элементы, имеющие геометрические связи. Наиболее простые из них она называет «основными моделями» и утверждает, что их можно часто встретить в работах «простых» людей.