Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 445

Основные модели состоят из следующих образцов единой формы.

Квадрат: 2x2 см, составляющий больший квадрат.

Ромб: (i) звезда, состоящая из восьми, встречающихся в центре ромбов1.


Рис. 29. Тест мозаики Ловенфельд. Концептуальная модель

(ii) ромб большего размера, состоящий из четырех элементов.

(lii) «стрела» или «рыбий хвост» — образец, образованный парами элементов, которые расположены способом, напоминающим иллюзию Мюллера—Лаера; такой образец можно продолжать бесконечно.

Равнобедренные треугольники: (i) «диагонали» - квадрат, состоящий из четырех треугольников, встречающихся в центре «диагонали».

(Ii) линейная фигура, образованная расположенными рядом друг с другом треугольниками, прямые углы которых чередуются в противоположных направлениях.

Равносторонние треугольники: (i) шесть треугольников, образующих шестиугольник.

(Ii) четыре треугольника, образующих больший равносторонний треугольник.

Неравносторонние треугольник: (i) шестиугольник, состоящий из двенадцати треугольников.

(Ii) продолговатая фигура, включающая два прямоугольника, расположенных рядом друг с другом, каждый из которых состоит из двух неравносторонних треугольников.

Такие основные образцы могут представлять собой завершенное «целое» и располагаться отдельно от других, а могут являться центром более крупной модели. При этом в последнем случае они иногда продолжают сохранять свою первоначальную форму, а иногда приближаются к кругу или к одному из тех образцов, которые Ловенфельд называет «негеометрическими формами».

Вышеизложенные типы конструирования Ловенфельд описала как «свободные в пределах подставки», т.е. «свободные» в том смысле, что испытуемый безоговорочно принял ограничения, обусловленные размером и границами подставки. Подчас испытуемый, особенно если он создаёт модель, которая «растет» или расширяется от центра (как указано выше), отмечает, что готов, и даже хотел бы продолжать конструирование. В этой связи можно заметить, что в большинстве вариантов данной техники используется подставка большего размера. Можно привести пример, когда испытуемый обходится без подставки и бумаги; но в этом случае будет трудно зафиксировать процесс конструирования и определить, относится ли модель к «краевому» или «рамочному» типу (см. ниже).

1 Рабин (Rabin) указывает, что такой «основной» означает неправильно воспроизведенный (содержит шесть ромбов вместо восьми).