Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 452

Более специфическое применение знакового подхода к изучению мозаичных композиций рассмотрели в своей работе Махер и Мартин (Maher and Martin). Они также разработали ряд «критериев», наличие любого из которых, как они утверждали, служило указанием на органическое повреждение, сопутствующее церебральному атеросклерозу. Вкратце критерии таковы:

1. «Линейные» модели, правильной или неправильной формы и четкого или нечеткого цвета.
2. Модели, которыми испытуемый не был доволен.
3. «Однородные» модели; в них тщательно подобранные элементы смотрятся вместе как единое целое (в сущности это модель Вертхама «каменная граница»).
4. Бессвязные модели.
5. Модели, относящиеся к 1, 3 или 4 критериям не «учитывают», если испытуемый считает их репрезентативными, а также, если он недоволен своей композицией.

В отношении этих критериев комиссия, состоящая из пяти экспертов, достигла полного согласия в сорока случаях из пятидесяти. Проведенное впоследствии сравнение группы из двадцати пациентов, классифицированной с помощью указанных выше обозначений церебрального артериосклероза, с контрольной группой такого же размера, показало три неправильных позитивных и три неправильных негативных результата.

Критерии Махера и Мартина, поднятые в исследовании Эскоуха и Дена (Ascough and Dana), совпадали по убедительности с «медицинскими диагнозами органических изменений». Этого нельзя сказать о знаках Вайдмана, одиннадцать из которых были включены в исследование; только один из них («цветовое образование», часто определяемое как «успешное» использование цвета) «перенес перекрестную валидацию». Стоит отметить, что этот «знак» Вайдмана не зависит от трактовки единичной переменной, то же самое относится и к критериям Махера и Мартина.