Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 479

До сих пор проводилась чисто клиническая интерпретация и ее качественный вариант, поэтому количественные нормы еще не установлены. Интерпретация осуществляется тремя способами.

1. Анализ последовательности картинок в каждой ситуации.
2. Анализ содержания каждого ответа совместно с количеством вербального материала.
3. Анализ значимых персевераций или других тенденций, повторяющихся на протяжение многих ситуаций.

Базовое предположение, лежащее в основе этой методики, состоит в том, что тестируемый отождествляет себя с рабочим, изображенным на рисунке. Поскольку на рисунке этот рабочий занимается физическим трудом, то кто-нибудь может возразить, что служащие, управленцы и администраторы не раскроют с его помощью своих межличностных установок на работе. Однако мы, проведя большую часть исследований с «белыми воротничками» и руководящим персоналом, обнаружили, что за исключением топ-менеджеров и администраторов высшего ранга, все тестируемые действительно раскрывали свои установки на производстве. Среди первых существует сознательная, не говоря уже о бессознательной, тенденция держаться от лиц, подобных изображенные в тесте, на большом расстоянии и даже относиться к ним с презрением. Поэтому этот тест вряд ли даст достоверную картину отношений управленца высшего эшелона с равными ему по уровню коллегами. Чаще всего их ответы содержат чрезвычайно стереотипные реакции: это заученные клише того, как должен реагировать высокопоставленный чиновник, а не то, как ему на самом деле хочется реагировать.

Эту методику следует использовать с большой осторожностью и не только из-за ее новизны, но и потому, что каждому предприятию, заводу или отрасли присущи свои специфические проблемы. Например, в рекламном агентстве человек должен демонстрировать наибольшую степень инициативности и уверенности в своих силах; на большом промышленном предприятии от работника ожидают, чтобы он вовремя сообщил о поломке или механических неисправностях механику-ремонтнику. Следовательно, в тех ситуациях этого теста, где явно изображена поломка (рис. 35 и 36), соискатель вакансии в рекламном агентстве покажет недостаток инициативы, если попросит о помощи, как это ожидается на промышленном производстве.

Таким образом, нельзя полагаться на результаты одной этой методики, ее нужно применять в сочетании с другими инструментами, описанными в этой статье, особенно с тестом «Завершение предложений». Стоит отметить, что для психолога на производстве легче использовать Тест последовательности картинок, чтобы перевести данные из клинических терминов в понятия, более применимые к данной ситуации. Также становится очевидным, что стимульный материал здесь более структурирован и конкретизирован, чем в тесте «Рисунок человека» или тесте «Завершение предложений», а следовательно, позволяет сделать интерпретацию более применимой именно к проблеме адаптации к рабочей ситуации.