Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 488

До сих пор не было сделано ни одной попытки детального сравнения аудиальных проективных техник, но и без этого очевидно, что сходство превышает отличие. Как и в случае с разновидностями техники «Рисунок человека», данные техники имеют все возможности для объединения и развития своего научного потенциала. Обе работы — Хусни-Паласиоса и Бравермана и Чевигни — созданы с учетом особых потребностей слепых испытуемых, но необходимо дальнейшее развитие аудиальных проективных техник в данной области. В любом случае создание «аудиального ТАТ» для слепых менее проблематично, чем создание «аудиального Роршаха». Другой вопрос, который пока остается открытым, — есть ли необходимость в «аудиальном ТАТ» как альтернативе обычного ТАТ для зрячих. И. Абрамсон (Abramson), использовавший БС-АРТ, и Бин тестировали зрячих испытуемых, задействовав обе модальности, и каждый отмечал различия доминантных установок, потребностей и т.д.; аудиальные техники были более продуктивны при передаче агрессии и других негативных эмоциональных реакций. Последнее подтверждается исследованием Крамера и Ароновича (Kramer and Aronovich), которые использовали исключительно звуковые стимулы. Было бы интересно узнать, не связано ли это с тревогой зрячих испытуемых, лишенных привычных визуальных стимулов.

Использование проективных техник при работе со слепыми испытуемыми довольно подробно рассмотрено Лебо и Брюсом (Lebo and Bruce), Кроме того, они описывают тактильные задания — выразительные и симптоматичные. Последнее заслуживает особого внимания; моторное представление рисунка — лишь один из вариантов тактильного теста. Интересно отметить, что в данном случае результаты слепых по всеми параметрам сравнимы с результатами зрячих. Информация, полученная Лебо и Брюсом, также наводит на мысль о том, что можно ожидать создания именно «тактильного», а не «аудиального» теста Роршаха. Хотя, конечно, создание и распространение такого теста будет связано со множеством трудностей. Тест «Кипарис на коленях», в котором используются модели корней кипариса разнообразных, порой весьма неожиданных, форм, может служить основанием теории объектных отношений, но цель теста, если говорить, опираясь на стандартные.психиатрические термины, состоит скорее в постановке диагноза.