Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 491

Фигуры, схожие по своей простоте с фигурами из палочек (хотя качеством своих линий они слегка напоминают Турбера), используются в тесте «Последовательность картинок» Томкинса-Хорна (Tomkins-Horn Picture Arrangment Test, PAT). Общий принцип субтестов последовательности картинок в соответствии со шкалой Векслера таков: три рисунка с изображением одного и того же «героя» в разных, но похожих ситуациях располагаются испытуемым в определенном порядке. По каждому рисунку необходимо рассказать «историю», ограничиваясь рамками одного предложения. Эти ответы в дальнейшем почти не используются, поскольку формальный анализ основан всецело на порядке, в котором данные рисунки располагаются на одном листе (образец см. на рисунках 34—36). Любопытная организация стимульного материала призвана минимизировать «эффект положения»; аналогичная причина лежит в основе выбора символов (О, V, и II, условно обозначаемые в печати как О, V, и I), а не номеров или букв алфавита для идентификации рисунков. Из двадцати пяти листов с рисунками шестнадцать изображают какую-либо рабочую ситуацию на производстве. Чаще всего, только тщательно рассмотрев их, можно обнаружить различия между ними. Кроме того, существует несколько рисунков, повторяющихся на разных листах. После просмотра тестового материала остается впечатление однообразия, и хотя изображение рабочих ситуаций является, безусловно, лучшей альтернативой домашней обстановке, которую часто используют в тематическом стимульном материале, но испытуемым довольно трудно идентифицировать себя с таким наводящим тоску «героем». К тому же, структура рисунков и заданий предполагает существование «верного» ответа, поскольку большинство интерпретаций основываются на выявлении редких типов ответа. Механизм, предназначенный для обработки данных этого теста, несоразмерно сложнее вкладываемой информации. Из наблюдения за выполнением этой методики стало ясно, что любое из шести возможных расположений трех рисунков, представленных на одном листе» обусловлено различными причинами, т.е. в зависимости от иллюстрируемой «истории» последовательности могут радикально отличаться друг от друга. Соответственно создается впечатление ложной объективности. Томкинс осознавал этот риск, но продолжал утверждать, что противоречия уменьшаются с абсолютной частотой особых типов ответа на рисунки, и очень часто повторяющиеся ответы не оцениваются вовсе. К его чести надо отметить, что при сопоставлении ответов с готовыми оценками учитывался образовательный уровень, IQ и возраст испытуемых.