Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 495

Тогда как рисуночные техники были описаны как экспрессивные, Трехмерный личностный тест (Three Dimensional Personality Test; 3-DPT) Дориса Твитнела-Аллена (Doris Twitchell-Allen) является скорее манипулятивным. 3-DPT можно описать как абстрактную технику «мира», которая объединяет в себе элементы разных тестовых процедур. Эта техника включена в число методов для работы со слепыми Лебо и Брюса (Lebo and Bruce), но хотя считается, что она подходит для лиц от 3 лет и старше (зрячих и незрячих), никаких более определенных рекомендаций по использованию теста со слепыми не дается. Материал состоит из двадцати восьми пластичных предметов, распределенных по порядку: от имеющих четкие геометрические формы до форм, смутно напоминающих человеческие. Испытуемому необходимо выбрать какой-либо из предметов, отложить его на столе и рассказать историю, используя выбранные предметы. Эта часть теста называется «доименной». Затем следует «именная» часть: испытуемому требуется сказать, что ему напоминает данный предмет. Эта часть теста оценивается в соответствии с традиционными категориями оценки в технике Роршаха. После этого, по версии Фейна, проводится заключительная часть теста, в которой экспериментатор выделяет три предмета, близких по форме к человеческой фигуре, со словами: «Сейчас я выберу несколько предметов... Не могли бы вы рассказать о них историю». Это напоминает Часть II теста «Сортировка предметов». Если история испытуемого не отражает, как предполагается, взаимоотношений «отец—мать—ребенок», то экспериментатор снова вынимает те же три фигуры и произносит первые фразы рассказа, отражающие подобные взаимоотношения; здесь можно заметить аналогию с практикой контролируемой проекции.

Вместе с тем остается открытым вопрос о том, возможно ли объединить такие разные источники в единой технике. Само название теста — Трехмерный личностный тест — вызывает сомнение, хотя Фэйн утверждает, что оно позволяет определить ассоциации испытуемого с каждой из двадцати восьми фигур, даже если только две из них используются им в первой, «доименной», части теста. Согласно Лебо и Брюсу, анализ остается на усмотрение экспериментатора, и потому утверждение Фейна неубедительно. Материал 3-DPT, конечно, не имеет аналогов, но автору потребуется много энтузиазма для стимуляции интереса других исследователей к этому тесту. «Неопределенная» форма предметов в данном тесте отлична от «неопределенности» картинок ТАТ. Фактически продукция 3-DPT не столько напоминают «мировые» конструкции, сколько деятельность насытившегося за обедом стратега, разворачивающего свои силы через применение солонки и зажима для салфетки.