Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 504

В новом выпуске ежегодного Психологического обозрения (Annual Review of Psychology) под заголовком «Проективная методология» (Projective methodologies), как и в других статьях, касающихся исследований личности, внимание направлено на такие «инструменты», как тест Роршаха и ТАТ. Кроме того, несколько параграфов посвящено Холцману (Holtzman), CAT (сейчас используется отдельно), тесту руки (Hand Test) и тесту «Картинки про Блэки» (Blacky Pictures), а также методам рисования фигуры человека, незавершенных предложений, словесных ассоциаций. Основное внимание отдано научным исследованиям, что является плохим симптомом, поскольку показывает, что проективная психология пытается скорее доказать самою себя, чем расширить сферу собственной активности. Однако в ежегодном Психологическом обозрении отмечено одно событие, связанное с ТАТ, а именно — распространение проективного подхода на изучение межличностных отношений через получение «объединенного» ответа испытуемых вместо или в дополнение к индивидуальным ответам. Этот метод под названием «Интерактивное тестирование» (Interaction testing) был описан в 1960 г. в небольшой книге «Креативные изменения в проективных техниках» (Creative Variations in Projective Techniques). Авторы (Мелвин Роман и Джеральд Бауман — Melvin Roman and Gerald Bauman) также принимали участие в симпозиуме по «Согласованию использования техники Роршаха в изучении проблемного поведения», о котором сообщалось в журнале «Проективные техники» (Journal of Projective Techniques). Научные доклады содержали истории болезни и детали количественных методов, благодаря которым можно получить точные данные об изучаемых межличностных отношениях. Были предложены новые системы и категории оценки полученной информации и утверждалось, что это содействует возникновению новых направлений в клинических исследованиях, таких как изучение «продуктов взаимодействия», а также модификации существующих концепций. Кроме того, появилось предположение, что поведение в диадической группе может служить моделью для объяснения индивидуального поведения.