Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 505

Техники, отличные от теста Роршаха, тоже подвергаются согласованию Так, в том Мак-Рейнольда «Успехи в области психологической оценки» (McReynold «Advances in Psychological Assessment», 1968) включена глава под названием «Совокупная оценка семьи: области дальнейшего развития» А. М. Бодина (А. М. Bodin). Удивительно то, что в обзоре ничего не сказано о вопросе применения техники Роршаха, хотя включена статья об иллюстрированных перцептивных тестах. Работа по использованию стандартного ТАТ связана главным образом с группой исследователей, работающей в колледже штата Сан-Хосе и возглавляемой В. Д. Винтером и А. Дж. Ферейра (W. D. Winter and A. J. Ferreira). Результаты факторного анализа историй ТАТ, рассказанных 55 «семейными триадами», обнаруживают, что фактически психиатрический диагноз не является основой классификации семей в целях эксперимента. Тем не менее в основе разработки этих методов лежит вполне практическая цель — способствовать лучшему пониманию семейных или других межличностных отношений для оказания дальнейшей терапевтической помощи, так как, к сожалению, только терапия способна наладить нарушенные взаимоотношения. Как говорит Филипсон (Phillipson): «Мы идем к осознанию того, что для исследования личности... необходимо рассмотрение союза двух или более людей, действующих в реальных жизненных обстоятельствах. Другими словами, чтобы раскрыть потенциальные возможности техники Роршаха, нужно вместо двух отдельных записей рассказов мужа и жены сделать одну запись, состоящую из их двусторонней коммуникации, взаимодействия в связи с чернильными пятнами». Остается открытым вопрос о том, действительно ли можно осуществить такую коммуникацию в большинстве техник, но очевидно, что интерактивным тестированием уже серьезно занимаются.

В качестве еще одной тенденции в использовании техники Роршаха выступает перенос акцента с формальной оценки на анализ содержания (контент-анализ). Даже такие авторы как Анастази, которые часто критикуют технику Роршаха, признают, что если рассматривать ее с точки зрения содержания ответов, то протокол этой техники может быть использован как любой другой материал, полученный в ходе клинического интервьюирования. Тем не менее, как отмечают Зубин и др. (Zubin et al.), подобные тенденции противоположны тому, что Роршах описал как движение, когда во введении к своему «эксперименту» рассматривал перцепцию как инструмент изучения содержания психики. Роршах проводит различие между перцепцией (Wahrnehmung) как процессом и интерпретацией (Deutung) — ее конечным результатом. Понимание того, на какой основе была построена интерпретация, зависит не только от содержания ответа, но и от других — традиционно более важных — детерминант и категорий локализации. Если это утверждение верно, то «перцептивная оценка» становится ценной клинической информацией. С этой точки зрения «оценивание» является итогом тестирования или, лучше сказать, одной из его промежуточных целей.