Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 510

Указанные авторы неудовлетворенны признаковым подходом, выраженным в других работах, относящихся к так называемому «образцовому» подходу, который Голдфрид и другие, вслед за Гудинаф, рассматривают в качестве противоположной стратегии интерпретации данных проективных тестов (термин «образец» означает «образец поведения»). Категории оценки, соответствующие двум подходам, не являются взаимоисключающими; основной вопрос состоит в том, что «признаки» и категории, из которых они происходят, не даны a priori, а определяются эмпирическим путем. Не углубляясь в дальнейшие рассуждения, необходимо отметить, что авторы видят ценность признакового подхода в том, что он позволяет исследователям техники Роршаха работать в рамках «Стандартов» АПА. Следует, однако, добавить, что работа в этой области должна быть клинически ориентированной; Голдфрид и другие большое значение придает операциональному подтверждению надежности диагностического индекса техники Роршаха в дальнейших исследованиях. «Если нет возможности провести такие исследования — пишут они, — то лучше ограничить работу с этим индексом и не полагаться на него в клинических целях».

С другой стороны, следует заметить, что Голдфрид ничего не говорит о признаке «общей адаптации». Более ранние авторы, изучавшие технику Роршаха, напротив, стремились осветить именно этот вопрос. Пример, приведенный Шатиным, и «Базовая оценка в технике Роршаха», предложенная Шарлоттой Бюлер в качестве индекса общей личностной интеграции, стали основными темами обсуждения на симпозиуме, проходившем в 1949 г. Идея существования определенного континуума «нормальный/анормальный» на сегодняшний день получила некоторую поддержку, и «диагностический индекс» Роршаха уже не рассматривается в качестве «универсального средства». Исходя из этого, для изучения «потенциала психического здоровья» Харроуер (Harrower) создал гомогенные и гетерогенные шкалы личностных способностей. Он представил их в качестве основы континуума, но расположение на «гомогенной» шкале (крайними точками которой являются «самый высший» и «самый низший») зависит от рассмотрения аспектов поведения в ряде тестов, объединенных для опенки некоторых поведенческих переменных. Отмеченные разногласия между оценками относят поведение испытуемого к качественной «гетерогенной шкале».