Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 513

Тест «Самая неприятная идея» (Most Unpleasant Concept) был частью батареи тестов, которые использовались в исследовании Харроуэер (см. выше). В этот тест включены своеобразные «пробелы» (хотя прямо о них в тексте не упоминается), а именно, два незавершенных предложения, второе из которых («Если бы я был животным, я был бы...») в точности идентично тесту «Проективный вопрос» (Projective Question), предложенному Дэвидом (David) в качестве независимой техники с большим потенциалом. Основываясь на ранних работах, главным образом иностранных авторов, Дэвид в своем «исследовании» использовал следующий вопрос: «Кем бы вы хотели стать, если бы не были человеком?». Затем испытуемого спрашивают о причинах его выбора. Дэвид отмечает, что у всех клиницистов есть свои любимые вопросы, которые они также включают в процесс интервьюирования, на основании которых делают собственные, неофициальные и, возможно даже, необоснованные выводы. Исходя из результатов исследования Дэвида, можно предположить, что заданный вопрос быстро выявляет девиации мышления или поведения, скрывающиеся прямо под поверхностью.

Хотя тест «Проективный вопрос» Дэвида упомянут лишь в качестве примера «элементарной» техники, не требующей для своего проведения специального оборудования, сама идея этого теста послужила основой для создания более сложной техники — Теста метаморфоз Жаклин Роуэр («Test des Metamorphoses», Jacqueline Royer). Созданный ею тест поделен на три части. Часть I состоит из двадцати вопросов, похожих на вопрос в тесте Дэвида, начиная от сравнения с животными и заканчивая сравнением с частями тела, знаменитыми людьми и даже частями речи. В части II испытуемого просят сделать негативные выборы в каждой из категорий (в своей последующей практике Дэвид использовал схожие дополняющие вопросы). Часть III связана с различными переменами в стиле жизни и т.д. В этой части испытуемому может потребоваться «волшебник», который придуман специально для того, чтобы осуществлять все эти метаморфозы. Очевидно, что, как и техники самовосприятия, представляющие собой альтернативный подход к проблемам изучения методов кукольной игры, Тест метаморфоз может заполнить пробелы в изучении техники Роршаха. В особенности результаты такого исследования могут подойти для работы с образом тела Фишера и Клевелэнда, а также могут пролить свет на более фундаментальные проблемы, связанные с оценкой «животных» и других категорий содержания.