Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 516

КОММЕНТАРИИ К АНАЛИЗУ ЦВЕТНЫХ РИСУНКОВ1

В 1946 г. автор начал проводить пробные (и не всегда удачные) эксперименты по введению цвета различными способами в методику ДДЧ. Отталкиваясь от общего предположения, что характер использования испытуемым цвета может отразить некоторые особенности эмоциональной сферы его личности, был сделан вывод, что дополнение ДДЧ цветом повысит восприимчивость этого метода к эмоциональным аспектам личности. Если это так, то, по-видимому, переход от черно-белого к цветному графическому выражению может дать несколько дополнительных характеристик, представленных индивидом при выполнении этого задания, что отчасти перекликается с феноменом смены ахроматического стимульного материала на цветной в тесте Роршаха2.

За весь период работы над этим проектом автор сравнил ахроматические и цветные рисунки приблизительно 1000 испытуемых и сформировал несколько рабочих гипотез на основании анализа и интерпретации данных.

В качестве наиболее подходящего цветного средства изображения предпочтение было отдано цветным восковым мелкам. После того как испытуемый заканчивал свои карандашные рисунки, ему предлагали набор цветных мелков «Крайола» № 8, снова просили нарисовать дом, дерево и человека и говорили: «Вы можете раскрасить рисунки так, как зам хочется».

При анализе цветных рисунков было выделено несколько категорий факторов. Их классифицировали как результат: 1) характера задания; 2) отклонения от популярного цветового решения; 3) характера использования цвета, включая тип, степень, интенсивность; 4) особенностей организации и/или 5) разнообразных эмпирических выводов.

1 Пэйн использует несколько вариантов проведения методики и ПРО. Раздел написан Дж. Т. Пэйном.

2 При предъявлении цветных таблиц после работы с монохромными пятнами в тесте Роршаха, как отмечают некоторые исследователи, могут наблюдаться нарушения ювного течения ассоциаций. Они могут проявиться в отказе, замедлении времени реакции, жестах, мимике, негативных или позитивных восклицаниях, внезапном ухудшении четкости форм, снижении продуктивности, даче сексуального толкования в качестве первого ответа и др. признаках. Бом дал этому феномену определение «цветовой шок». Цветовой шок считается самым общим симптомом невроза, но ввиду того, что этот феномен весьма распространен и нередко встречается у здоровых людей, по некоторым данным, «невротический цветовой шок» дают 83% здоровых взрослых испытуемых, а у детей он часто отсутствует, даже в случаях серьезных аффективных нарушений, он не имеет патогномического значения.