Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 517

Само по себе задание поддерживает регрессивное, наивное, несложное по структуре, элементарное в художественном плане использование цвета, и, по-видимому, высокая степень личностной интеграции, эмоциональная адекватность способствуют тому, что смена простого карандаша на цветные мелки проходит легко и без проблем. Следовательно, данный фактор можно использовать при дифференциации лиц с различной степенью приспособленности среди нормальных с клинической точки зрения людей, а также клинически нормальных и аномальных типов личности.

Роршах отмечал, что некоторые испытуемые переживают эмоциональный и ассоциативный ступор при показе цветной таблицы вслед за черными таблицами. Такой «цветовой шок» он рассматривал как патогномический признак невротического угнетения эффекта. Исходя из своего клинического опыта Роршах утверждал, что депрессивные больные, как и другие категории лиц со стабильными аффектами, дают мало цветовых ответов или совсем не замечают цвета и предпочитают давать ответы на ахроматические пятна, а маниакальные и истерики, характеризующиеся нестабильностью аффектов, лучше воспринимали цветные таблицы и давали на них много ответов. Большинство его последователей соглашались, что при ответах по цвету происходит «короткое замыкание» ассоциативного процесса. Согласно трактовке Эйнсуорс и Клопфера, цвет — эмоциональный вызов испытуемому. Некоторые авторы понятия цветового шока не используют, другие подвергают его критическому пересмотру.

Популярное цветовое решение представляет собой общую для испытуемых тенденцию выбора конкретных цветов для выражения тех или иных элементов структуры личности. Некоторые из них были экспериментально идентифицированы. Значения, присвоенные определенным цветам, являются «популярными» в том смысле, в котором сдвинутые брови обычно выражают неудовольствие; они не представляют какую-либо попытку создать так называемый «универсальный цветовой символизм».