Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 528

В. Акцентирование. Акцентирование может быть как позитивным, так и негативным.

Существуют несколько форм позитивного акцентирования. В некоторых случаях может уделяться чрезмерное внимание несущественным деталям, например, окно, расчерченное на множество клеток и похожее на сетку. Может иметь место акцентирование на какой-либо детали в виде персеверации, например, ветви и листья дерева, в целом похожего на фаллос, также напоминающие фаллосы, только меньших размеров. Может проявляться навязчивая потребность в подкреплении какой-либо детали: испытуемый возвращается к ней снова и снова (например, он может тщательно вырисовывать и перерисовывать округлость ягодиц), иногда даже после завершения рисунка. Такое подкрепление в целом может означать смутную тревогу, а конкретно — свидетельствовать о фиксации на данном объекте (объект фиксации может быть реально нарисован или представлен в символическом виде), действии или отношении.

Негативное акцентирование также может быть передано несколькими способами: 1) испытуемый может стереть нарисованную деталь частично или полностью, например, он может стереть дымоход, который ранее рисовал несколько раз в разных положениях; 2) испытуемый, не являющийся умственно отсталым, может вычеркнуть одну из основных деталей рисунка.

Г. Последовательность деталей. Здесь основное внимание уделяется реальной последовательности в рисовании деталей дома, дерева и человека. Необходимо отметить, что после завершения рисунка любое изменение обычного порядка изображения деталей будет полностью утеряно, если не делать своевременных записей.

Оказалось, что большинство испытуемых при выполнении рисунка дома придерживается следующей последовательности: а) сначала они рисуют крышу, затем — стену (стены), затем — дверь и окно (окна) или окно (окна) и дверь и т.д. или б) сначала — линию основания, затем стену (стены), крышу и т.д.

Было установлено, что неуверенные в себе испытуемые выполняли рисунок сегментарно (т.е. изображали одну деталь отдельно от другой или от рисунка в целой без учета связи между ними) и иногда — симметрично (два дымохода, два окна, две двери и т.д.)