Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 529

Последовательность для деталей рисунка дома, при которой дверь или окна первого этажа изображаются в последнюю очередь или почти в последнюю очередь, можно назвать патоформной. Она подразумевает: а) отвержение межличностных контактов, б) стремление избегать контакта с реальностью.

Рисунок дерева обычно выполняется в следующей последовательности: а) сначала ствол, затем ветви и крона и/или листва (подразумеваемая косвенно или в реальном виде) или б) сначала макушка дерева, затем ветви (подразумеваемые косвенно, например, благодаря штриховке или нарисованные в реальном виде), ствол и основание ствола.

Следующая последовательность изображения деталей рисунка дерева (ее можно назвать смешанной) считается патоформной: испытуемый начинает с довольно хорошего наброска, но заканчивает тем, что рисует одномерные или двумерные ветви в неопределенном стиле, а первоначальный набросок не стирает.

Патологическая последовательность: изображаются двумерные ветви сверху вниз, одна за другой — сначала с левой стороны, потом такие же ветви — справа без соединения друг с другом или со стволом в центре, затем — две вертикальные линии, которые не соединяются сверху или снизу и не касаются ближних концов ветвей, и завершает рисунок отдельная периферийная линия, соединяющая внешние концы ветвей, но нигде не касающаяся ствола.

Предполагается, что ветви дерева символизируют сферу контактов и взаимоотношений испытуемого с окружающим миром и отражают уровень его активности в поиске удовлетворения; ствол символизирует чувства испытуемого, касающиеся его основных способностей, личного потенциала. Степень гибкости ветвей, их количество, размеры и степень их взаимной связи указывают на адаптивность и имеющиеся на данный момент ресурсы личности.