Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 540

В. Положение фрагмента относительно рисунка в целом. Случаи отклонения от нормы, которые рассматриваются в этом разделе, связаны с нежеланием испытуемого рисовать фрагменты в их обычной позиционной взаимосвязи с рисунком в целом. Например: 1) две большие ступени, ведущие к глухой стене нарисованного дома (как признак недоступности испытуемого); 2) нарисованное пациентом с развивающимся органическим ухудшением дерево, у которого только одна из нескольких ветвей соединяется со стволом; 3) рисунок женщины (выполненный пациенткой с инволюционной меланхолией), у которой руки прикрывают тазовую область, а ноги скрещены (символическое проявление защиты испытуемой от сексуальной близости).

Второй основной тип отклонения от нормы — это прозрачность деталей. Испытуемый противоречит реальности, позволяя увидеть на рисунке сквозь одну деталь — другую, которая в принципе должна быть скрыта. Например: 1) можно увидеть руку сквозь рукав; 2) фрагменты мебели, нарисованные внутри дома, которые видны не через дверь или окна, а сквозь стену, на основании чего можно говорить о «прозрачности» стены. Патологическое значение прозрачности, вероятно, можно оценить: а) по количеству случаев прозрачности; б) по размеру прозрачной детали (например, второй из вышеупомянутых случаев, по-видимому, более серьезен; чем первый). Поскольку случаи прозрачности подразумевают отсутствие критичности испытуемого, предполагается, что они представляют собой проявление неких символов, свидетельствующих о дезорганизации личности под влиянием эмоциональных и/или органических факторов, при условии, что испытуемый не является умственно отсталым.

В случае умственной отсталости изображение прозрачной стены объясняется отсутствием критичности — основным недостатком испытуемого; детали, которые можно увидеть внутри дома, в таких случаях интерпретируются так же, как неуместные детали, нарисованные вне дома (см. выше) испытуемыми с более высоким уровнем интеллекта, которые имеют навязчивую потребность максимально контролировать ситуацию. Умственно отсталый испытуемый, используя в рисунке именно внутренние, а не внешние, так называемые «неуместные», детали, по-видимому, обнаруживает свое чувство неполноценности в ситуациях, лишенных поддержки и защиты.

Кроме того, здесь рассматривается такая неуместная деталь, как линия земли. Было установлено, что если линия земли поднимается вверх слева направо, то это часто символизирует предчувствие неизбежных трудностей в будущем, если же линия опускается вниз слева направо, то, вероятно, испытуемый чувствует, что его будущее сомнительно и, возможно, таит какую-то опасность (глубина чувства, по-видимому, определяется степенью крутизны наклона или подъема линии). Линия земли, проведенная вниз от рисунка дома (дерева или человека) в любую сторону, может означать чувства одиночества и неуверенности испытуемого.