Путь в тысячу миль начинается с первого шага.
~ Конфуций

Меценаты

Страница 543

Ж. Способ изображения. Исследователь должен обратить внимание на два момента: 1) применение нетипичных способов штриховки; 2) применение способов правдоподобного и реалистичного изображения.

Прежде всего исследователь должен научиться различать нормальный тип штриховки (использованный для передачи изображения листвы на дереве) и ненормальный тип штриховки (который, как предполагают, всегда служит показателем тревожности). В связи с этим необходимо рассмотреть следующие моменты: 1) количество времени, затраченного на штриховку; 2) нажим; 3) подкрепление штриховки (произвольный возврат к штриховке в процессе работы над этим рисунком или последующими, либо на этапе ПРО). Нормальная штриховка (та, которая используется тогда, когда присутствие некоторых деталей на рисунке только подразумевается) наносится быстро, без сильного нажима и повторного возврата к ней.

Существуют несколько вариантов отклонения от реалистичного способа изображения деталей. Первый можно назвать способом избегания. Испытуемый, например, может так плохо нарисовать фасад дома, что у него не возможно определить ни одно из трех измерений, так что этот лжефасад не воспринимается как реальный образ. Или же он может изобразить фигуру человека в виде палочек, объяснив свое нежелание нарисовать человека как можно лучше тем, что такой рисунок вполне приемлем в мультипликации.

Другой способ — это так называемая «двойная перспектива», смысл которой заключается в том, что одновременно рисуются оба торца и боковая стена дома. Если такой рисунок выполнен испытуемым с низким уровнем интеллекта, то в этом случае Р-оценка рисунку не присваивается (однако эта оценка присваивается, если испытуемый имеет или имел средний или более высокий уровень интеллекта).

Кроме этого, существует т. н. «тройная перспектива». Например, испытуемый, невротик, сделав попытку нарисовать все четыре стены дома одновременно, по-видимому, выразил: 1) желание знать все, что происходит вокруг него; 2) чрезмерный интерес к тому, что о нем думают другие люди. Иначе говоря, он стремится полностью контролировать все внешние аспекты, касающиеся его персоны (если рассматривать дом как автопортрет). Испытуемые с органическими нарушениями испытывают затруднения, сталкиваясь с необходимостью перенести на бумагу идею трехмерности дома и используют вместо этого такой способ изображения, который может быть назван воплощением двух замыслов. Они начинают рисовать так, как обычно изображаются дома, но в конце концов их рисунок приобретает вид чертежа.